Глиптика: что это, основные виды, история и как создаются геммы 21.07.2022 – Опубликовано в: Интересное Просмотры: 927

Глиптика камея

Что такое глиптика

Глиптика (слово произошло от французского glyptique, которое, в свою очередь, имеет древнегреческие корни) – это искусство резьбы на полудрагоценных и поделочных камнях, которые называют глипты или геммы. Под глиптикой обычно подразумевают резьбу по малым формам, то есть размер конечных изделий невелик.

Виды геммов

Геммы разделяют на два основных вида. Инталия имеет углубленный рисунок (классическая резьба), а камея – это выпуклое изображение (рельеф, барельеф). Еще считается, что разделение можно провести по цветовой гамме (инталия монохромна, камея представляет собой «живопись»), но это не всегда справедливо, особенно для поздних гемм.

Инталия

Инталия представляет собой зеркальное изображение из-за вдавленности линий – например, когда печать-инталия прикладывается к мягкому материалу, изображение получается «обратным». Это основная проблема мастера-изготовителя: работая над инталией, он должен постоянно держать в голове разницу между негативом и финальной картинкой, и контролировать одновременно и внутреннюю, и лицевую поверхность минерала.

Глиптика инталия

Геммы-инталии чаще всего делались именно в виде печатей, что создавало еще одну проблему – общую миниатюрность изображения. Масса инталий была изготовлена во времена, когда еще не было изобретено даже примитивное увеличительное стекло, поэтому мастерам приходилось работать буквально вслепую.

Глиптика

Камея

Глиптика типа камея имеет свои особенности. Из-за рельефности изображения мастеру было проще контролировать процесс изготовления, зато было легче допустить ошибку в сложных деталях, поскольку камеи содержат гораздо более сложные изображения, чем инталии. Кроме того, камея создается обычно минимум в два слоя (основное изображение и фон), что приводит к сложной шлифовке для выделения слоев оттенками камня.

В отличие от печатей-инталий, камея чаще всего имеет чисто художественную ценность, поэтому ее раскрашивали (или делали из цветного камня). Классический прием – изображение одного цвета на фоне другого, но встречаются и многоцветные камеи.

Глиптика камея

История глиптики

Глиптика – это древнее искусство. Оно зародилось еще в VIII в. до н.э. и считается одним из самых старых искусств, известных человечеству. История глиптики восходит к Вавилону и Древнему Египту, шумерам и ассирийцам. Самые первые геммы представляли собой печати-инталии, которые давали на оттисках в воске и глине выпуклые отзеркаленные изображения. Подобными геммами славились шумеры. Позже, в так называемую эпоху эллинизма, начали изготавливать и рельефные камеи. Очень много великолепных образцов принадлежит мастерам глиптики Древней Греции.

Глиптика Месопотамия

Для резьбы чаще всего использовали агат, сердолик, сардоникс, гематит и гранат, хотя встречается множество гемм и из других камней. Так как в древности человечество не обладало инструментами из высокопрочной закаленной стали, то одной из основных проблем была обработка камня, более твердого, чем любой доступный металл. Мастера использовали специальный лучковый вал с ножным приводом, резцы и абразивные материалы. В глиптике Месопотамии в качестве абразива применяли порошок корунда, смешанный с маслом и водой. Позже, уже в эгейской глиптике, мастера стали использовать алмазную пыль, а окончательную полировку проводили порошком гематита с оливковым маслом. Подобный подход был очень трудозатратным и требовал много времени, поэтому на изготовление сложных гемм уходили месяцы или даже годы.

Глиптика имеет огромную историческую ценность из-за своей долговечности. Благодаря твердости камней, которые использовались в качестве основы, до наших дней дошло множество гемм, возраст которых превышает двадцать пять веков. По ним можно сделать различные выводы о культуре создавших их народов.

Глиптика Древней Греции

Интересно, что в разных культурах геммы содержали разные по духу изображения. Например, шумеры изображали преимущественно простейшие сюжеты. В Древнем Египте значительная часть гемм это священный жук-скарабей с иероглифами и изображениями мифических существ. В эгейском искусстве глиптике можно встретить любые сюжеты – от мифологии и религии до портретов, быта, музыки и театра. Римляне ограничивались более строгими и серьезными сюжетами с минимумом красок. В Китае было четкое разделение темы геммов в зависимости от материала – ониксовые геммы изображали природу и быт, а нефритовые – божественные и возвышенные сюжеты. В христианской Европе геммы чаще всего представляли собой лики Христа, Богородицы и святых, а в качестве материала использовали в том числе яшму, лазурит и горный хрусталь.

Предназначение дактилиотеки

Изначально дактилиотекой в Древнем Риме называли шкатулку для перстней. Позже под термином «дактилиотека» стали понимать коллекцию гемм, разложенных по специальным ящичкам.

Коллекционирование гемм издавна считалось аристократичным занятием – может быть, потому, что это коллекционирование наиболее древнего искусства, рядом с которым живопись появилась буквально вчера. Созданием личной дактилиотеки увлекались императоры и короли, магнаты античного мира и папы римские.

Россия

Российская аристократия всегда увлекалась коллекционированием гемм. Один из самых крупных примеров дактилиотек глиптики, хранящийся в Эрмитаже, начался с пожертвования Екатерины Второй. Императрица шутила, что поражена камейной болезнью, и в общей сложности передала в Эрмитаж десять тысяч образцов, в том числе легендарное собрание гемм герцога Орлеанского. Сейчас дактилиотека Эрмитажа содержит более двадцати тысяч гемм. В нее входят коллекции известных дворянских фамилий – Шуваловых, Юсуповых, Строгановых. Жемчужиной считается камея «Гонзага», которая была подарена Александру Первому супругой Наполеона Жозефиной. Эта камея представляет собой трехцветный парный портрет.

Глиптика примеры

Дактилиотека с наиболее древними образцами гемм находится в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Она содержит массу изделий мастеров Двуречья, датируемых IV тысячелетием до н.э. Это цилиндры из кварца и халцедона, изображающие различных животных.

Остальной мир

В других странах собрание дактилиотек также всегда интересовало аристократов. Самыми знаменитыми, конечно, являются коллекции римских императоров, которые имели в своем составе примечательные образцы. Император Август носил перстень с инталией-сфинксом и имел камею с изображением Александра Македонского. Юлий Цезарь владел камеей со сложнейшим изображением Венеры и перстнем, на котором был портрет Аполлона.

Глиптика что это такое простыми словами

Упомянутая выше камея «Гонзага», в конце концов попавшая в Эрмитаж, ранее принадлежала королеве Норвегии Христине, папе римскому и Наполеону.

Как создаются геммы

Несмотря на то, что с момента изобретения глиптики мир очень заметно развился в технологическом плане, современное изготовление гемм мало чем отличается от кропотливого труда древних мастеров.

Профессиональное исполнение

Профессиональное изготовление гемм предполагает высокую точность и аккуратность работы. Сначала мастер увлажняет поверхность камня. Потом на нее наносится абразивная крошка (чаще всего алмазная пыль, в наше время благодаря синтетическим алмазам это недорогой материал). Потом вырезаются общие контуры, которые постепенно доводят до идеала наждаком разной зернистости. От уровня гладкости поверхности зависит ее оттенок, поэтому выбор зернистости важен даже для монохромного камня (особенно если мастер хочет передать отблески оружия воинов, полутона на коже и прочее). В финале мелкозернистым наждаком выглаживают мелкие элементы и полируют гемму.

Если резьба проводится по большому камню, современный специалист может использовать специальные инструменты с электроприводом. Но когда дело доходит до деталей или камень изначально невелик, приходится работать так же, как и много веков назад.

Глиптика в домашних условиях

В домашних условиях любители тоже могут создавать замечательные произведения искусства. Для ознакомления с процессом изготовления глиптики рекомендуют выбирать агат. Это достаточно мягкий камень, который просто обрабатывать, и при этом он многослоен, что облегчает работу с тонами – например, первый слой используют для основного изображения, второй для фона, а третий для мелких деталей.

Основной механизм тот же, что и у профессионалов: крупный абразив применяется для очистки общих мест, средним абразивом очищают детали, мелким абразивом отделываются самые мелкие элементы, а тонкозернистый используется для финишной шлифовки готового изображения.